ГлавнаяВоспитательная работаИнформация о психолого-педагогической и социальной помощи

Информация о психолого-педагогической и социальной помощи

Психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников

    Ранний возраст  - период формирования коммуникативной функции речи. Именно в этом возрасте закладываются предпосылки успешного речевого развития дошкольников.

    Как запустить речь неговорящего ребенка? 

    Нужно ли ждать, когда отставание речевого развития станет очевидным? 

    Какие направления работы являются основными?  

    Как связано развитие речи с другими сторонами развития ребенка?

    Это непростые вопросы и ответом на них является системный подход к развитию речи и к развитию ребенка в целом.

    Когда начинать?

    Специалисты, занимающиеся запуском речи  говорят, что начинать нужно рано, в 6-7 месяцев, если к этому возрасту не появился лепет. Мы рекомендуем стимулировать появление и развитие речи еще раньше - с рождения. Почему не нужно ждать отставания? Из данных психофизического профиля развития известно, что речь, особенно экспрессивная (собственная речь ребенка)  является слабой стороной развития. Это значит, что мы должны формировать общение и речь, не дожидаясь задержки речевого развития.

    С чего начинать?

    С формирования общения: контакт глаз, обмен звуками, улыбка - все это представляет собой невербальный/неречевой диалог и становится основой речевого диалога.

     Какие стороны речи требуют нашего внимания?

    Развивая речь,  мы говорим о понимании речи и собственной речи ребенка. Обе эти стороны присутствуют в диалоге ребенка со взрослым или другим ребенком: ребенок понимает, о чем говорит собеседник и отвечает ему. Развитие речи ребенка происходит в общении и важно, чтобы это общение проходило в процессе совместной деятельности.

    Понимание речи

    Понимание речи возникает не сразу. Сначала малыш понимает интонацию и ситуацию, потом он понимает речь в ситуации, например, если вы позвали его купаться и при этом он видит, что вы достали полотенце и слышит звук льющейся воды - ребенок понимает, что ему предстоит купание. Конкретная ситуация, сопровождаемая понятной и лаконичной речью – необходимое условие развития понимания речи. Следующие шаги в развитии понимания речи направлены на то, чтобы от понимания речи в ситуации перейти к пониманию речи вне ситуации.

    Формирование  собственной речи ребенка  включает несколько направлений.

    Вызывание первых слов в жизненно важной, понятной и эмоциональной ситуации. Напомним, что словами мы считаем любые звуки, слоги, звукоподражания, которые несут постоянную функцию. Все эти слова фиксируются родителями для дальнейшего использования. Так взрослый, разговаривая с ребенком, использует детское слово, взрослое слово и при необходимости жест. С этой целью используются картинки, жесты и движения, которые помогают ребенку повторять звуки и слоги с опорой на зрительное восприятие и двигательную память. Помимо расширения количества  звуков и слогов, которые может произнести ребенок, он учится повторять за взрослым, а это очень важно для дальнейшего обучения ребенка. На начальном этапе не имеет значения качество произношения. Ребенок просто должен назвать каждую картинку доступным для него способом: кс –кошка,  бай, ааа или пи – спит. Мы рекомендуем сделать «говорильный альбом» или «говорильную коробочку», в которых находятся только те слова, которые ребенок может назвать. Это создает ситуацию успеха и желание самому называть картинки.

    Занятия по  улучшению качества речи

    1.     Пример речи.

    Речь взрослого должна быть:

    ПРАВИЛЬНАЯ,
    ЧЁТКАЯ,
    ПОНЯТНАЯ,
    ИНТОНИРОВАННАЯ,
    СЛОЖНЕЕ,ЧЕМ У РЕБЁНКА.

    С ребёнком любого возраста нужно говорить много, сопровождая любое действие звучащим словом: «Мама взяла тарелочку и налила суп! Суп едят ложкой. Где ложка? Вот ложка!»

    2.     Говорю то, что вижу. «Вот мы курточку несём, вот мы шапочку берём! Где ботинки наши? Какого цвета у Маши ботиночки? А у мамы?»

    3.     Поощрение ЛЮБОЙ речи. «Би – би!» - «Да, это машина!»

    4.     Звуковые, слоговые, словарные игры.

    «У-у-у! – громко летит самолёт! У-у-у - тихо шепчет ветерок», «Заблудились мы в лесу и кричим: Ау! Ау!»

    Кто так говорит?

    Кто тебя зовёт?

    Кто к нам пришёл?

    5.     Чтение стихотворений – ежедневно. Стихотворения имеют мелодику, которая запоминается ребёнком, малыш учится говорить грамотно и выразительно.

    6.     Колыбельные.

    7.     Чтение сказок.

    8.     Ролевая игра.

    «Кто это? Это зайка. Давай покормим зайку. Что он кушает? Морковку! Хрум – хрум -хрум! Ай, как вкусно!»

    9.     Игры пальчиковые.

    «Раз, два, три, четыре, пять – вышел зайчик погулять.

     Раз, два, три, четыре, пять – зайчик в домике опять!»

    С прищепками, шнурками, сортеры, разнообразные замки, пуговицы.

    Ходьба с перешагиванием (пальчики – по столу)

    10.                       Занятия на координацию. Ежедневно – бегать, прыгать, ползать, кидать и катать мяч, ходить по верёвочке.

    11.                       Ритм – темп. Танцевальные движения, песенки: дождик кап-кап-кап (медленно/быстро, тихо/громко)

    12.                       Логоритмика. Можно любое стихотворение или песенку «показывать» руками, ногами, телом.

    13.                       Музыкальные игры. Пока звучит музыка – малыш идёт, музыки нет – малыш стоит. Звуки города – что едет? кто кричит? Звуки животных – как мама кошечка зовёт котят? и т.п.

    14.                        Игры на узнавание формы, цвета, величины.

    Игра «Волшебный мешочек»

    15.                       Игры на развитие грамматического строя речи.

     «Кого нет? Мышки, кошки, птички.

    «Спрячь!» Машинку ПОД стул, куклу В шкаф, чашку ЗА банку.

    «Гномы и великаны» Ложечка – ложка, ручечка – рука, речушка – река.

    «Один – много»

    16.                        Развитие артикуляционного аппарата.

    Твёрдая пища – ежедневно жевать морковку, яблоко, грушу, капусту.

    Зарядка для язычка: «качели», «вкусное варенье», «лошадка» и пр.

    Надувать воздушные шарики, дуть на огонь свечки, дуть на пёрышко (игра – соревнование), пить из трубочки, пускать мыльные пузыри.

    У ребенка раннего возраста все стороны развития взаимосвязаны и потому система развития речи входит в общую картину развития: двигательного, сенсорного, эмоционального, познавательного, игры и самообслуживания. Речь ребенка развивается в общении, которое происходит в конкретной понятной ситуации: игре, повседневной жизни и на специально организованных занятиях. Если ребенок использует свои речевые навыки только на занятиях - он продолжает оставаться неговорящим ребенком. Его неумение попросить, согласиться, отказаться, договориться - приводят к серьезным эмоциональным и поведенческим проблемам.

    Первый словарь вашего малыша

    Какие слова первыми должны войти в словарь ребенка? У каждого ребенка есть свои предпочтения и интересы, которые влияют на  выбор первых слов, но, тем не менее есть основные показатели, которые помогут нам правильно отобрать слова для первоначального лексикона. Интерес ребенка. Прежде всего, в словарь войдут те слова, которые отражают интересы ребенка, понятны ему и используются в повседневной жизни. Все эти слова ребенок должен понимать,  они должны ежедневно использоваться в быту и игре, они должны помогать ребенку общаться с окружающими. Первые слова могут относиться к разным частям речи. У кого-то это будет слово «бах» - упал, у кого-то «и____» - мышка, у кого-то ОООО – большой.  Очень важно, чтобы у ребенка были слова и жесты, которые помогут ему выразить свои желания, переживания и просьбы, например, дай, на, не хочу, иди сюда.  Обращайте внимание на то, что интересно ребенку. Если его любимая игрушка мишка панда – значит, оно и войдет в словарь. Если малыш любит катать машинку, значит слова би-би, дррр  будут в его репертуаре.

    Общение ребенка

    Слова и жесты, имеющиеся у малыша должны помогать ему общаться с окружающими. Слова должны соответствовать речевым возможностям ребенка: допустимо длительное использование детских слов. Но по мере взросления слова усложняются как в наращивании количества слогов (слова односложные, двухсложные, трехсложные и четырехсложные), так и в отношении сложности слога (открытый и закрытый, прямой и обратный, слог со стечением согласных и без него):

            Последовательность усложнения слоговой структуры

    Двухсложные слова из открытых слогов. Мама, муха, иду, мою.

    Трехсложные слова из открытых слогов. Собака, машина, кубики, билеты, помоги, гуляю.

    Односложные слова. Мак, дом, мыть, пить.

     Двухсложные слова с закрытым слогом. Домик, котик, бубен, утюг.

    Двухсложные слова со течением согласных в середине слова. Лента, туфли, капли, банка, утка.

     Двухсложные слова из закрытых слогов. Доктор, зонтов (нет зонтов), мыльный, низкий, уснуть.

     Трехсложные слова с закрытым слогом. Носочек, утенок, пять бананов, наливать, соленый, заболел, пылесос.

     Трехсложные слова со стечением согласных. Буханка, бумажка, цыплята, яблоко.

     Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом. Автобус, виноград.

     Трехсложные слова с двумя стечениями согласных. Матрешка, морковка.

     Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова. Хлеб, стол, бант, волк.

     Двухсложные слова с двумя стечениями согласных. Спички, скалка.

     Трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова. Скакалка, хлебница.

    Многосложные слова из открытых слогов. Черепаха, пуговицы.

    Слова каждого типа ребенок сначала учится произносить изолированно, потом в словосочетании  из двух слов, потом в более сложных речевых конструкциях.  

    Речь – продукт работы мозга. Для того, чтобы Ваш малыш был эмоциональным, активным, грамотным необходимо с ним разговаривать, петь, танцевать, играть, читать вслух  - ежедневно.

                                                   Учитель-дефектолог, логопед

                        Окольнишникова Елена Владимировна



Помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации

    В рамках исполнения п 2.7 раздела II протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 04.05.2023
    № ТГ-П8-34пр в целях формирования необходимых компетенций у учащихся образовательных организаций для трудоустройства на востребованные на рынке труда
    вакансии размещаем информацию о портале «Работа в России» www.trudvsem.ru.
    Портал «Работа в России» является элементом системы государственной службы занятости населения, его создание предусмотрено законом Российской Федерации от
    19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Основная цель создания и работы портала заключается в реализации возможности содействия
    занятости населения, трудоустройства граждан, подбора кадров для работодателей.
    Портал содержит уникальную базу вакансий, в которой есть сведения не только о рабочих местах во всех регионах страны, но и об условиях жизни в выбранном регионе.
    Преимущества портала «Работа в России»:
    - быстрота и легкость в размещении резюме и поиске работы по всей стране;
    - надежность работодателей;
    - возможность поиска работы с предоставлением жилья;
    - наличие специального раздела для граждан с ограниченными возможностями здоровья;

    - наличие дополнительного сервиса для студентов и выпускников, предоставляющего возможность студентам получить доступ к разнообразным
    предложениям стажировок в различных сферах и компаниях.