На берегу седого Волхова, между двух старинных городов – Старой и Новой Ладоги, на противоположном от них берегу, в деревне Иссад, живёт тихой и скромной жизнью маленькая сельская школа. Школа эта почти семейная, насчитывает около 70 учащихся. Но это вовсе не мешает тому, чтобы жизнь в нашей школе была яркая и интересная.
Мы стараемся ни в чём не отставать от больших городских школ Волховского района. Всероссийский конкурс сочинений, Живая классика, Конкурс любителей русской словесности, Всероссийская школьная летопись, муниципальные творческие и спортивные конкурсы – это далеко не полный перечень всего того, чем полна наша школьная жизнь. Ещё, конечно, есть в ней место и поездкам в Санкт-Петербург, и туристическим слётам, и путешествиям по красивейшим местам серебряного пояса России.
Но это всё то, что есть в каждой школе. А у нас есть и своя отличительная черта, изюминка, так сказать. Этой нашей особенностью является работа на пришкольном участке. Называется все это очень серьёзно: социальный проект «Мы – будущие хозяева села». И это, конечно, не случайно. Наша школа расположена в селе, и мы считаем основной задачей школьного воспитания – создание таких условий, при которых максимально возможное количество наших учеников осталось бы жить и работать на земле, в родном селе. Идейным вдохновителем проекта является директор школы Окольнишникова Елена Владимировна.
На пришкольном участке, жизнь кипит с весны и до осени. Уже весной на уроках технологии, биологии, во внеурочной деятельности учащиеся начинают выращивать рассаду. В тёплые весенние денёчки вся школа, под руководством учителей, выходит на посадку овощей. Над участком раздаётся рабочий гул, весёлый детский смех и строгие команды взрослых. А какое это полезное мероприятие – совместный труд взрослых и детей очень сближает, мы видим детей, а они - нас совершенно в других социальных ролях, смотрим иными глазами, раскрываем, порой, человека с совершенно другой, неожиданной стороны. Это такая нужная социализация и профориентация одновременно.
Летом на пришкольном участке осуществляется сельскохозяйственная практика. Всему, посаженному весной, требуется уход и забота. Интересно, что некоторые ребята знакомятся с трудом на огороде впервые именно в школе. К сожалению, хоть мы и проживаем в деревне, но многие семьи давно не возделывают землю, не занимаются сельским хозяйством. И это очень печально, так как не всем нужно и необходимо уезжать в большие города. И на земле должны трудиться хорошие и добрые люди. Вот по этой причине мы и не сдаёмся!
За последние годы на школьном огороде произошли перемены. Огород-то при школе был всегда, но сажали преимущественно овощи – картофель, свёклу, огурцы, морковь. Сейчас же на участке большое почётное место занимает огромная грядка вкуснейшей и ароматнейшей клубники, которая радует глаз и дразнит обоняние учащихся на протяжении почти целого месяца.
Большая теплица вмещает под своей уютной крышей не только помидоры и перцы, но и гостеприимно распахнула двери желтопузой вытянутой дыне. Очень много зелени и пряностей даёт наш огород любителям специй. Ну, а о традиционных овощах: картофеле, моркови, кабачках, огурцах, капусте и говорить не стоит – их много у нас.
По наблюдениям учащихся, мы выращиваем ежегодно:
Клубники – около 21 кг;
Огурцов – около 55 кг;
Моркови – около 60 кг:
Томатов – около 50 кг.
Картофеля – около 350 кг.
Куда же, скажете вы, идёт всё это богатство? На нужды школы, конечно! Ибо, работают на огороде кто? Учащиеся! На них, на их комфорт и уют мы и тратим заработанное.
Собрав доход с огорода осенью, ученический совет школы решает, на что необходимо потратить деньги. А суммы, кстати, для нашей маленькой школы, весьма существенные. Так, например, в 2018 году огород «принёс» в школу около 8 000 рублей, в 2019 – уже 16 000 рублей. В 2020 году эта сумма увеличилась до 25 000рублей. На заработанные учащимися деньги были куплены стулья для столовой, географические карты, диспенсеры для мыла и антисептика, электрические сушила для рук сценические костюмы для школьного ансамбля «Вдохновение».
Кроме существенной материальной выгоды работа на участке даёт большой простор для выполнения исследовательских работ, проектов. Ну, и не прямо, но целенаправленно ведёт учащихся по тропе профориентации, без сомнения. Кроме того, учащиеся учатся трудиться на земле, трудиться коллективно, узнают о профессиях, связанных с сельским хозяйством.
А ещё мы даже начинаем получать и опыт коммерческой деятельности.
В прошлом году школа подготовила проект «Иссадский сувенир». Родился проект случайно – был несметный урожай яблок на нашем пришкольном участке. Долго думали, что же нам с ними делать. Родилась идея – сделать варенье, оформить его в красивую упаковку. В проекте принимала участие вся школа. Кто-то собирал яблоки, другие резали фрукты, третьи варили варенье, четвёртые оформляли готовые баночки в красивую упаковку (сделанную тоже своими руками), пятые рассчитывали стоимость варенья. Сначала красочные баночки дарили в качестве сувенира гостям школы, ветеранам. Затем неожиданно нашим вареньем заинтересовались предприниматели и большую часть яблочного варенья мы продали в предприятия общепита. Позже с этим проектом мы принимали участие в конкурсе бизнес-идей.
Наш пришкольный участок – наша сила, наша гордость, наша жизнь, источник нашего вдохновения. Уроки биологии, технологии и окружающего мира тесно связаны с огородом.
Сейчас на участке появились две новые теплицы, а значит, жизнь школьного огорода продолжается, будут новые сельскохозяйственные культуры, новый опыт, новые проекты, новые дети.
И мы очень надеемся, что «наши люди» вернутся после обучения на родную Иссадскую землю! Это и есть наша главная педагогическая, воспитательная задача! И чем она не патриотическая?