В соответствии с письмом комитета по социальной защите населения Ленинградской области от 16.11.2023 года № 02-13696/2023 комитет по образованию администрации Волховского муниципального района информирует о проведении в период с 1 по 10 декабря 2023 года Общероссийским народным фронтом и Национальной ассоциации участников рынка ассистивных технологий «АУРА-Тех» общероссийской акции Тотальный тест «Доступная среда», приуроченной к Международному дню инвалидов.
Мероприятие направлено на привлечение внимания граждан к вопросам инклюзии и повышения качества жизни людей с инвалидностью, а также на повышение уровня знаний специалистов социально значимых сфер в вопросах взаимодействия, этики общения и создания доступной среды.
Официальное открытие общероссийской акции Тотальный тест «Доступная среда» состоится 1 декабря 2022 года в 10:00 по московскому времени.
Для участия в мероприятии необходимо зарегистрироваться по адресу: https://total-test.ru/.
Профилактика нарушений речевого развития у детей
Ранний возраст - период формирования коммуникативной функции речи. Именно в этом возрасте закладываются предпосылки успешного речевого развития дошкольников.
Как запустить речь неговорящего ребенка?
Нужно ли ждать, когда отставание речевого развития станет очевидным?
Какие направления работы являются основными?
Как связано развитие речи с другими сторонами развития ребенка?
Это непростые вопросы и ответом на них является системный подход к развитию речи и к развитию ребенка в целом.
Когда начинать?
Специалисты, занимающиеся запуском речи говорят, что начинать нужно рано, в 6-7 месяцев, если к этому возрасту не появился лепет. Мы рекомендуем стимулировать появление и развитие речи еще раньше - с рождения. Почему не нужно ждать отставания? Из данных психофизического профиля развития известно, что речь, особенно экспрессивная (собственная речь ребенка) является слабой стороной развития. Это значит, что мы должны формировать общение и речь, не дожидаясь задержки речевого развития.
С чего начинать?
С формирования общения: контакт глаз, обмен звуками, улыбка - все это представляет собой невербальный/неречевой диалог и становится основой речевого диалога.
Какие стороны речи требуют нашего внимания?
Развивая речь, мы говорим о понимании речи и собственной речи ребенка. Обе эти стороны присутствуют в диалоге ребенка со взрослым или другим ребенком: ребенок понимает, о чем говорит собеседник и отвечает ему. Развитие речи ребенка происходит в общении и важно, чтобы это общение проходило в процессе совместной деятельности.
Понимание речи
Понимание речи возникает не сразу. Сначала малыш понимает интонацию и ситуацию, потом он понимает речь в ситуации, например, если вы позвали его купаться и при этом он видит, что вы достали полотенце и слышит звук льющейся воды - ребенок понимает, что ему предстоит купание. Конкретная ситуация, сопровождаемая понятной и лаконичной речью – необходимое условие развития понимания речи. Следующие шаги в развитии понимания речи направлены на то, чтобы от понимания речи в ситуации перейти к пониманию речи вне ситуации.
Формирование собственной речи ребенка включает несколько направлений.
Вызывание первых слов в жизненно важной, понятной и эмоциональной ситуации. Напомним, что словами мы считаем любые звуки, слоги, звукоподражания, которые несут постоянную функцию. Все эти слова фиксируются родителями для дальнейшего использования. Так взрослый, разговаривая с ребенком, использует детское слово, взрослое слово и при необходимости жест. С этой целью используются картинки, жесты и движения, которые помогают ребенку повторять звуки и слоги с опорой на зрительное восприятие и двигательную память. Помимо расширения количества звуков и слогов, которые может произнести ребенок, он учится повторять за взрослым, а это очень важно для дальнейшего обучения ребенка. На начальном этапе не имеет значения качество произношения. Ребенок просто должен назвать каждую картинку доступным для него способом: кс –кошка, бай, ааа или пи – спит. Мы рекомендуем сделать «говорильный альбом» или «говорильную коробочку», в которых находятся только те слова, которые ребенок может назвать. Это создает ситуацию успеха и желание самому называть картинки.
Занятия по улучшению качества речи
1. Пример речи.
Речь взрослого должна быть:
ПРАВИЛЬНАЯ,
ЧЁТКАЯ,
ПОНЯТНАЯ,
ИНТОНИРОВАННАЯ,
СЛОЖНЕЕ,ЧЕМ У РЕБЁНКА.
С ребёнком любого возраста нужно говорить много, сопровождая любое действие звучащим словом: «Мама взяла тарелочку и налила суп! Суп едят ложкой. Где ложка? Вот ложка!»
2. Говорю то, что вижу. «Вот мы курточку несём, вот мы шапочку берём! Где ботинки наши? Какого цвета у Маши ботиночки? А у мамы?»
3. Поощрение ЛЮБОЙ речи. «Би – би!» - «Да, это машина!»
4. Звуковые, слоговые, словарные игры.
«У-у-у! – громко летит самолёт! У-у-у - тихо шепчет ветерок», «Заблудились мы в лесу и кричим: Ау! Ау!»
Кто так говорит?
Кто тебя зовёт?
Кто к нам пришёл?
5. Чтение стихотворений – ежедневно. Стихотворения имеют мелодику, которая запоминается ребёнком, малыш учится говорить грамотно и выразительно.
6. Колыбельные.
7. Чтение сказок.
8. Ролевая игра.
«Кто это? Это зайка. Давай покормим зайку. Что он кушает? Морковку! Хрум – хрум -хрум! Ай, как вкусно!»
9. Игры пальчиковые.
«Раз, два, три, четыре, пять – вышел зайчик погулять.
Раз, два, три, четыре, пять – зайчик в домике опять!»
С прищепками, шнурками, сортеры, разнообразные замки, пуговицы.
Ходьба с перешагиванием (пальчики – по столу)
10. Занятия на координацию. Ежедневно – бегать, прыгать, ползать, кидать и катать мяч, ходить по верёвочке.
11. Ритм – темп. Танцевальные движения, песенки: дождик кап-кап-кап (медленно/быстро, тихо/громко)
12. Логоритмика. Можно любое стихотворение или песенку «показывать» руками, ногами, телом.
13. Музыкальные игры. Пока звучит музыка – малыш идёт, музыки нет – малыш стоит. Звуки города – что едет? кто кричит? Звуки животных – как мама кошечка зовёт котят? и т.п.
14. Игры на узнавание формы, цвета, величины.
Игра «Волшебный мешочек»
15. Игры на развитие грамматического строя речи.
«Кого нет? Мышки, кошки, птички.
«Спрячь!» Машинку ПОД стул, куклу В шкаф, чашку ЗА банку.
«Гномы и великаны» Ложечка – ложка, ручечка – рука, речушка – река.
«Один – много»
16. Развитие артикуляционного аппарата.
Твёрдая пища – ежедневно жевать морковку, яблоко, грушу, капусту.
Зарядка для язычка: «качели», «вкусное варенье», «лошадка» и пр.
Надувать воздушные шарики, дуть на огонь свечки, дуть на пёрышко (игра – соревнование), пить из трубочки, пускать мыльные пузыри.
У ребенка раннего возраста все стороны развития взаимосвязаны и потому система развития речи входит в общую картину развития: двигательного, сенсорного, эмоционального, познавательного, игры и самообслуживания. Речь ребенка развивается в общении, которое происходит в конкретной понятной ситуации: игре, повседневной жизни и на специально организованных занятиях. Если ребенок использует свои речевые навыки только на занятиях - он продолжает оставаться неговорящим ребенком. Его неумение попросить, согласиться, отказаться, договориться - приводят к серьезным эмоциональным и поведенческим проблемам.
Первый словарь вашего малыша
Какие слова первыми должны войти в словарь ребенка? У каждого ребенка есть свои предпочтения и интересы, которые влияют на выбор первых слов, но, тем не менее есть основные показатели, которые помогут нам правильно отобрать слова для первоначального лексикона. Интерес ребенка. Прежде всего, в словарь войдут те слова, которые отражают интересы ребенка, понятны ему и используются в повседневной жизни. Все эти слова ребенок должен понимать, они должны ежедневно использоваться в быту и игре, они должны помогать ребенку общаться с окружающими. Первые слова могут относиться к разным частям речи. У кого-то это будет слово «бах» - упал, у кого-то «и____» - мышка, у кого-то ОООО – большой. Очень важно, чтобы у ребенка были слова и жесты, которые помогут ему выразить свои желания, переживания и просьбы, например, дай, на, не хочу, иди сюда. Обращайте внимание на то, что интересно ребенку. Если его любимая игрушка мишка панда – значит, оно и войдет в словарь. Если малыш любит катать машинку, значит слова би-би, дррр будут в его репертуаре.
Общение ребенка
Слова и жесты, имеющиеся у малыша должны помогать ему общаться с окружающими. Слова должны соответствовать речевым возможностям ребенка: допустимо длительное использование детских слов. Но по мере взросления слова усложняются как в наращивании количества слогов (слова односложные, двухсложные, трехсложные и четырехсложные), так и в отношении сложности слога (открытый и закрытый, прямой и обратный, слог со стечением согласных и без него):
Последовательность усложнения слоговой структуры
Двухсложные слова из открытых слогов. Мама, муха, иду, мою.
Трехсложные слова из открытых слогов. Собака, машина, кубики, билеты, помоги, гуляю.
Односложные слова. Мак, дом, мыть, пить.
Двухсложные слова с закрытым слогом. Домик, котик, бубен, утюг.
Двухсложные слова со течением согласных в середине слова. Лента, туфли, капли, банка, утка.
Двухсложные слова из закрытых слогов. Доктор, зонтов (нет зонтов), мыльный, низкий, уснуть.
Трехсложные слова с закрытым слогом. Носочек, утенок, пять бананов, наливать, соленый, заболел, пылесос.
Трехсложные слова со стечением согласных. Буханка, бумажка, цыплята, яблоко.
Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом. Автобус, виноград.
Трехсложные слова с двумя стечениями согласных. Матрешка, морковка.
Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова. Хлеб, стол, бант, волк.
Двухсложные слова с двумя стечениями согласных. Спички, скалка.
Трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова. Скакалка, хлебница.
Многосложные слова из открытых слогов. Черепаха, пуговицы.
Слова каждого типа ребенок сначала учится произносить изолированно, потом в словосочетании из двух слов, потом в более сложных речевых конструкциях.
Речь – продукт работы мозга. Для того, чтобы Ваш малыш был эмоциональным, активным, грамотным необходимо с ним разговаривать, петь, танцевать, играть, читать вслух - ежедневно.
Учитель-дефектолог, логопед
Окольнишникова Елена Владимировна
В связи с поступающими обращениями граждан по вопросам обеспечения обучающихся учебниками Комитетом создан телефон региональной «горячей линии» по вопросу обеспеченности учебниками обучающихся общеобразовательных организаций Ленинградской области: (812) 539-44-56.
Информация о «горячей линии», а также форма обратной связи размещена на сайте Комитета в разделе «Контакты» – «Телефоны «горячей линии»: https://edu.lenobl.ru/ru/contact/telefony-goryachej-linii/
Уважаемые родители!
Школьники 5 - 9 классов Ленинградской области могут путешествовать по социальному сертификату в рамках государственной услуги «Услуга по созданию условий в Ленинградской области для обеспечения отдельных категорий граждан возможностью путешествовать с целью развития туристского потенциала Российской Федерации»
Получение государственной услуги родителями (законными представителями) обучающихся реализуется посредством государственной информационной системы «Современное образование Ленинградской области».
Как привить любовь к чтению и нужно ли это современному ребенку?
Давайте мысленно нарисуем портрет человека, который любит читать. Это грамотная, эрудированная личность, с красивой богатой речью, развитой фантазией. Хотите, чтоб в будущем ваш ребенок стал именно таким? Прививайте любовь к чтению.
Начало формы
Конец формы
Начало формы
Конец формы
Чтение – вот лучшее учение.
А.С. Пушкин
К сожалению, сейчас люди читают намного меньше, чем лет двадцать назад. С одной стороны, это неудивительно. Телевидение, компьютеры, интернет стали занимать все больше времени в нашей жизни. Но если родители еще как-то по привычке читают, то многие дети вообще не проявляют интереса к этому занятию. А зря.
Читающий человек всегда на шаг впереди
Давайте мысленно нарисуем портрет человека, который любит читать. Это грамотная, эрудированная личность, с красивой богатой речью, развитой фантазией. Хотите, чтоб в будущем ваш ребенок стал именно таким?
Прививайте любовь к чтению
Привычка много читать пригодится ребенку и прямо сейчас, в учебе. Каким образом? Ребенку – любителю книг обеспечены хорошие оценки не только по литературе и языку.
Меньше времени будет уходить у него на подготовку таких уроков как история, биология, география. Ведь много читающий ребенок быстрее осилит параграф, чем тот, который читает мало. Да и память у книгомана лучше. Даже задачки по математике, прежде чем решать, сначала нужно прочесть. Пока другие вчитываются, ваш ребенок уже половину решит. Вам нравится такая перспектива?
Чтобы ребенок полюбил читать, делайте следующее:
• Покажите пример.
Личный пример – самый лучший стимул. Ребенок с детства должен видеть, что в семье все читают, что это занятие доставляет удовольствие. В доме должно быть много интересных книг.
• Заведите ритуалы чтения.
Обсуждайте прочитанные книги в семье. Относитесь к книгам бережно, с пиететом. Ребенку младшего школьного возраста можно традиционно читать на ночь.
• Обрывайте чтение на самом интересном месте.
Почему фильм прерывают на рекламу всегда в самом интересном месте? Чтобы вы непременно дождались продолжения! Поступайте так, читая увлекательную книгу ребенку. Ему наверняка захочется дочитать быстрее, не дожидаясь вас.
• Выбирайте интересные книги.
Привлекайте к выбору ребенка. Малышам интересны книжки с красивыми иллюстрациями. Ребята среднего возраста обычно любят современные приключения, фантастику. Поделитесь с детьми вашими любимыми книгами, которые читали в их возрасте.
• Ограничьте взаимодействие ребенка с компьютером и телевизором.
Четко обозначьте время, в течение которого ребенок может играть в игры или общаться в социальных сетях. Например, час в будние дни, два - в выходные. Чтение приветствуйте в любое время.
• Не заставляйте читать насильно.
Это вызовет лишь протест у ребенка. Не нужно заставлять и дочитывать книгу, если она не понравилась.
• Покупайте книги по интересам.
Детей, которые совсем не хотят читать художественную литературу, можно попробовать заинтересовать книгой, связанной с их хобби, увлечениями.
• Смотрите фильмы – экранизации книг. Если ребенку понравился фильм, порекомендуйте прочесть книгу, объяснив, что книга обычно интереснее фильма. Вы не представляете, сколько школьников ринулось читать «Войну Миров» или «Гарри Поттера» после выхода этих фильмов.
• Купите электронную книгу.
Детей постарше можно заинтересовать ридером или электронной книгой. Она очень удобна, не вредит зрению.
Следуйте нашим рекомендациям, и в скором времени ребенок обязательно полюбит читать!
12 причин плохой учебы школьника
и способы борьбы с ними81912 |
|
|
Всем учителям и родителям хочется, чтобы их усилия, положенные на алтарь образования, были возвращены учениками в виде отличных оценок, являющихся мерилом успеха. Но, к сожалению, так случается не всегда. У плохой учебы школьника всегда есть причины, они абсолютно разные и их довольно много. |
Ученик плохо считает как в уме, так и «в столбик», не любит читать и пишет как «курица лапой»? Все существующие причины плохой учебы школьника можно условно разделить на три группы, лежащие в области: физиологии, психологии, а также проблем среды, семьи и быта.
3 физиологические причины плохой учебы школьника
· Наследственность (темперамент, особенности характера: медлительность и чрезмерная застенчивость).
· Слабое здоровье.
· Нестандартный путь развития (могут выпасть из учебного процесса как дети неспособные к умственному труду, так и вундеркинды).
Для установления точной причины плохой учебы, школьнику нужно пройти медицинское обследование.
4 проблемы среды, семьи, быта и действия по их решению
К таким проблемам можно отнести не располагающие к учебе условия обучения и жизни школьника, такие как:
· Низкий уровень благосостояния семьи (или неудовлетворенность им);
· Напряженная, сложная в социальном или в психологическом плане обстановка в школе или в классе;
· Неблагоприятная обстановка в семье (постоянные ссоры между родителями или между детьми, а чаще то и другое).
Проблемы неблагоприятной среды родители, как правило, выявляют сами. Семейные и бытовые причины, мешающие ученикам получать знания, выявляют представители администрации и классный руководитель ребёнка.
Для улучшения бытовых условий можно:
· Изменить материальное положение семьи, или отношение к нему.
· Сменить школу, выбрав ее вместе с ребенком, по принципу:
· учебной направленности (специализация в соответствии с учебными интересами школьника);
· благоприятной для учебы атмосферы (наличие активно работающих кружков и секций).
· Создать благоприятный, интеллектуально активный климат в семье (родители, занимающиеся повышением своего профессионального или персонального уровня – лучший пример для подражания).
· Составить режим дня школьника и мягко контролировать его соблюдение.
· Создать и технически обустроить удобное рабочее место для занятий (соответствующая высота и размер письменного стола и стула, наличие хорошего освещения и т.д.).
· Обеспечить наличие количества канцелярских принадлежностей.
· Обеспечить наличие у школьника всех учебников, художественной и справочной литературы.
· Размещать наглядную информацию на стенах детской комнаты (яркие плакаты с изображением алфавита, географических и политических карт мира и т.д.).
· Организовать здоровое питание и проведение регулярной влажной уборки.
· Обеспечивать отсутствие шума и спокойную обстановку в помещении, где занимается школьник.
5 психологических причин плохой учебы школьника
Психологические причины, мешающие ребенку добиваться успехов в учебной деятельности, специалисты относят к проблемам в области познавательной (1, 2, 3 пункты) и мотивационной сфер (4, 5 пункты):
· Недостаточно сформированные навыки и приемы учебы.
· Отставание в области основных психических процессов, таких как память, внимание, логика, вербализация, что влияет на общий процесс мышления.
· Особенности нервной системы и волевой сферы.
· Несформированность устойчивого стремления к достижению успеха.
· Неразвитость интереса к изучению школьных предметов.
Что могут предпринять родители?
Школьные педагоги, имея достаточно оснований, могут помочь родителям составить план борьбы с причинами плохой учебы школьника.
План «борьбы» с плохой успеваемостью ребенка
· Полноценное участие в жизни ребенка (эмоциональное, информационное и т.д.).
· Уважение к любым видам деятельности ученика (не только к его школьным и внешкольным занятиям, но и к развлечениям).
· Совместная учебная деятельность.
· Поощрение любых, даже самых незначительных успехов ученика.
· Полное удовлетворение любознательности и любопытства всеми доступными средствами (ответы на вопросы, проведение доступных физических и химических опытов и наблюдений, просмотр развивающих мультфильмов и фильмов, чтение энциклопедий и т.д.)
· Совместный поиск решений при встрече с неудачами, уважение права ребенка на самостоятельное решение проблемы.
· Поощрение самостоятельности и позитивной инициативы.
· Доброжелательное отношение к одноклассникам, организация совместной деятельности и досуга.
Вот таким является примерный, далеко не полный список причин, почему дети плохо учатся. Содержание его пунктов завит от конкретных проблем ученика. Успех зависит от решимости и воли всех, вовлеченных в процесс, особенно от учителей и родителей. Если достаточно долго действовать одновременно во всех направлениях, успехи придут непременно! И тогда есть надежда на то, что причины плохой учебы решатся и будущая жизнь школьника сложится успешно. |
Если дети плохо занимаются, не запоминают новые понятия, то проблема может заключаться не в их интеллектуальных способностях, а в недостаточном или неправильном питании для мозга. Мозг растущего человека — это довольно "голодный" орган, который поглощает огромное количество питательных веществ из пищи (больше, чем любой другой орган). Поэтому очень важно давать детям правильную пищу для их нормального развития. Вот десять видов продуктов, благоприятно влияющих на работу головного мозга, которые стоит включить в детскую диету. |
· Лосось. Жирная морская рыба содержит полезную для мозговой функции жирную кислоту омега-3, употребление которой улучшает память.
· Яйца. Желтки содержат холин — элемент, улучшающий память. Включайте в детское меню омлеты, вареные яйца.
· Арахисовое масло. Арахис — источник витамина E, антиоксиданта, защищающего неровные мембраны в мозгу. Не соленый арахис можно добавлять в любые салаты, а арахисовое масло очень вкусно со свежим хлебом.
· Цельное зерно. Человеческому мозгу для нормальной работы требуется определенное количество глюкозы. Цельное зерно содержит и глюкозу, и клетчатку (регулирующую, сколько глюкозы поступает в кровь), а также витамины группы B, питающие нервную систему. Покупайте для себя и своих детей изделия из неотбеленной цельной муки или пеките хлеб сами.
· Овсянка. Овес — это лучший завтрак для ребенка, потому что содержит витамин E, B, потассиум и цинк. Эти элементы и витамины помогут вашим детям полностью реализовать свой интеллектуальный потенциал. Овес можно класть вместе с мукой в пироги, оладьи, сырники или просто обжаривать вместе с орехами на сухой сковороде и подавать с несладким йогуртом или молоком.
· Ягоды. Клубника, черника, вишни, малина, ежевика и земляника содержат антиоксиданты, предотвращающие раковые заболевания. Исследования доказали, что в частности клубника и черника улучшают память, а семена в малине, клубнике, ежевике и землянике богаты омегой-3. Свежие ягоды можно добавлять в салат, овощные блюда, мюсли или есть просто так.
· Бобовые. Очень полезны фасоль, горох и чечевица, благодаря содержанию протеина и так называемых сложных углеводов (которые незначительно повышают уровень сахара в крови) и клетчатки, плюс витамины и минералов. Бобовые можно есть как гарнир или как дополнение к салату.
· Разноцветные овощи. Помидоры, брокколи, баклажаны, тыква, шпинат, морковь, болгарский перец, кукуруза — овощи ярких насыщенных цветов содержат большое количество антиоксидантов восстанавливающих поврежденные клетки.
· Молоко и йогурт. Молочные продукты богаты витаминами группы B — важный компонент роста мозговой ткани. Покупайте детям несладкий йогурт, нежирную сметану, молоко, ряженку и кефир для полноценного завтрака.
· Нежирная говядина. Такое мясо — источник железа и цинка, помогают улучшить память. Если кушать нежирное мясо вместе с пищей, богатой витамином C (помидоры, болгарский перец, апельсины, клубника), будет лучше усваиваться железо. |
Какие сказки читать детям?
Сказки для детей раннего возраста (до трех лет)
Рекомендации по чтению сказок малышам:
Приобщить малышей к чтению – это не значит накупить много книг и дать к ним доступ ребенку или давать ему аудиозаписи со сказками. При-общение – это всегда общение малыша со взрослым по поводу книг, это наше наблюдение за тем, как воспринимает ту или иную книгу малыш, это ее обыгрывание с детьми. В слушании книг, которые читает мама, малыш учится усидчивости, умению слушать и слышать.
Как читать сказки малышам? Копилка полезных идей и советов.
- Самые маленькие дети в возрасте до трех лет учатся слушать и понимать сказки:
а) в сопровождении иллюстраций или игрушек (Вы показываете картинки или разыгрываете сюжет с помощью игрушек),
б) без наглядной основы (т.е. просто слушая текст в Вашем чтении или рассказывании).
Малыш раннего возраста может понять текст сказки без картинок и показа сценок (т.е. без наглядного сопровождения) только в том случае, если это хорошо знакомые ему произведения или очень близкий опыту ребенка простой знакомый ему сюжет.
- Во время чтения сказок малышам привлекайте их к договариванию последних слов во фразе (договаривание последних слогов в знакомых строчках, договаривание слов персонажей). Например: Вы начинаете фразу, а малыш – заканчивает, например: «Я по коробу…?» (малыш заканчивает). Этим Вы развиваете речь малыша, побуждаете его говорить, вслушиваться в слова произведения, готовите к пересказу сказок, к построению диалогов.
- Пойте вместе с ребенком известные ему повторяющиеся песенки персонажей сказки.
- Очень полезно петь и проговаривать слова сказки в разном темпе: быстрее и медленнее. Или с разной силой голоса: громко – тише – совсем тихо (например, слова медведя говорим громко, а такие же слова мышки – очень тихо, почти шепотом)
- Учите говорить интонационно выразительно: радостно или грустно, удивленно или смело (Как спел Колобок свою песенку – испуганно или смело? Давай и мы так же споём – и вместе поем песенку, продолжая читать сказку).
- Читают малышам примерно 10 минут, если ребенку интересно – то 15 минут. Читать нужно ежедневно (лучше в одно и то же время и в одном и том же месте). Сначала малыша привлечет необычная обстановка, яркие картинки в книжке, потом он начнет интересоваться ее содержанием.
- Если ребенку в раннем возрасте не читали или мало читали, то в три года он обычно с трудом прослушивает сказку, не отвлекаясь.
Какие сказки читать детям 1 года?
Русские народные сказки:
- Курочка Ряба
- Колобок
- Репка ( в обработке К. Ушинского)
- Как коза избушку построила ( в обработке М. Булатова)
Авторские сказки:
К. Чуковский. Цыпленок.
Т. Александрова. Чушка и Хрюшка ( в сокр.)
В. Сутеев. Цыпленок и утенок.
Какие сказки читать детям 2 лет?
Русские народные:
- «Золотое яичко»,
- «Колобок» (в обработке К. Ушинского),
- «Теремок» ( в обработке М. Булатова),
- «Как коза избушку построила»,
- «Козлятки и волк» (в обработке К.Ушинского),
- «Репка»,
- «Маша и медведь» (в обработке М. Булатова)
- Три медведя (Л. Толстой)
Авторские сказки отечественных писателей:
Н. Абрамцева. Как у зайчонка зуб болел.
Т. Александрова. Зверик. Медвежонок Бурик.
В. Бианки. Лис и мышонок.
С. Козлов. Солнечный заяц и медвежонок.
Д. Мамин – Сибиряк. Притча о Молочке, овсяной Каше и сером котишке Мурке»
Д. Мамин – Сибиряк. Сказка про храброго Зайца – Длинные уши, косые глаза, короткий хвост
С. Маршак. Сказка о глупом мышонке.Теремок.
С. Михалков. Три поросёнка.
Н. Павлова. Земляничка.
В. Сутеев. Кто сказал «мяу». Цыпленок и утенок и другие.
К. Чуковский. Цыпленок. Топтыгин и Лиса. Котауси и Мауси. Федорино горе. Путаница.
Авторские сказки зарубежных писателей:
О. Альфаро. Козлик – герой (перевод с исп.)
В. Балл. Желтячок.
Д. Биссет. Га-га-га (перевод с англ.)
Л. Муур. Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду (перевод с англ.)
Б. Поттер. Ухти – Тухти (перевод с англ. О. Образцовой) – с 2-2,5 лет, читать маленькими отрывками
Ч. Янчарский. В магазине игрушек. Друзья (из книги «Приключения Мишки Ушастика) |
|
Сказки для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Как читать сказки младшим дошкольникам
- Общее правило чтения сказки детям любого возраста гласит – сказку нужно читать, пока у ребенка есть интерес в глазах, то есть пока ему очень хочется слушать ее. А поэтому: большие по объему сказки (сказки с продолжением) заканчиваем читать на самом интересном месте, чтобы у ребенка было большое желание узнать, что же случится дальше и продолжить слушание.
- Если ребенок устал и не хочет слушать книгу, то лучше всего не заставлять. Вместо этого пойти на прогулку или поиграть, сменить вид деятельности. Насилием интерес к книге не воспитать.
- Перед чтением назовите ребенку жанр, автора и название сказки. Например: «Давай почитаем сказку Корнея Ивановича Чуковского «Доктор Айболит». Называние жанра — это маленький шажок к культуре чтения, к знанию особенностей разных жанров литературы (Позже – к 6-7 годам Ваш ребенок сможет уже точно определять жанр и отвечать на вопрос: «Что это за произведение – сказка, рассказ или стихотворение?» « Это колыбельная или считалка?» и давать обоснование своего мнения). Жанр называйте всегда точно, правильно – не «стишок», а «стихотворение», не «сказочка», а «сказка». Если сказка народная – то можно сказать так: « Я расскажу тебе украинскую народную сказку «Рукавичка».
- Прежде чем читать сказку ребенку, желательно взрослым ознакомиться с ее текстом и иллюстрациями. Это нужно и для того, чтобы вовремя объяснить незнакомые слова, и чтобы обратить внимание на выразительные слова и образные сравнения, на язык сказки. И еще по одной причине – которая возникла в последнее время в книгоиздании для детей. Очень важной причине.
Покупая книжку для ребенка, обязательно внимательно прочитайте текст сказки прямо в магазине, т.к. сейчас очень часто встречаются «вольные» пересказы известных сказок и переводы, которые отнюдь не отличаются художественностью.
- Очень часто малыши просят несколько раз читать одну и ту же сказку. Что делать – читать ее или предлагать другую? Конечно же, читать — читать ту сказку, которую малыш выбрал и просит повторить. Дети дошкольного возраста очень любят повторения сказок, они каждый раз заново проживают одни и те же ситуации с таким же удовольствием, как будто слушают сказку в первый раз. Потом они начинают исправлять Ваши неточности, если Вы где-то ошиблись при чтении, знают сказку почти наизусть, но всё равно снова и снова просят ее повторить. Это важный этап в развитии ребенка как будущего читателя.
У каждого ребенка или у каждой группы детей есть одна такая любимая книжка, которая зачитывается до дыр. Очень важно, чтобы такая книга — сказка несла в себе общечеловеческие нравственные ценности, имела художественный язык, несла положительные сценарии поведения и жизненные сценарии. Мы не знаем, в какую книгу из прочитанных вдруг «влюбится» Ваш ребенок, какая захватит его внутренний мир и станет спутником по жизни, на кого из сказочных героев он захочет стать похожим, поэтому к каждой книге для детей предъявляются очень высокие требования.
Прочитать одну и ту же сказку можно и сегодня, и завтра, и послезавтра, и на следующей неделе, потом сделать перерыв и снова повторить. Каждый раз сказка открывает перед нами всё новые пласты смысла, мы начинаем видеть в ней то, что раньше не замечали. Потом Вы сами увидите, как ребенок к сказке «остыл» и сам предложил послушать другую.
- Дети любят инсценировать сказки. Никогда не вырезайте для театра фигурки из книжки. Этим мы продемонстрируем свое неуважение к книге. Где взять картинки для игр – инсценировок:
А) сделать цветной ксерокс страниц книжки и наклеить фигурки на картон,
Б) сделать фотографии картинок из книги, распечатать их и вырезать,
В) в Интернете есть варианты картинок по сказкам, которые тоже можно использовать. Причем очень удобно комбинировать персонажей из разных сказок для сочинения своих собственных.
- Играя в сказку, ребенок может изменять ее сюжет, вводить новых персонажей, новые диалоги. Это нормально, нельзя его останавливать или тем более ругать, что «плохо слушал, в сказке такого не было». Разрешите малышу творить, придумывать, сочинять. Это замечательно! Ведь сказка и игра- инсценировка — это творчество, живая речь, а не заученный заранее наизусть текст. И творческие театрализованные и режиссерские сказки (игры по сюжетам сказок) – это очень важная часть жизни ребенка, необходимая для его полноценного развития.
- Если малышу не интересны книги, не расстраивайтесь. Интерес к книге воспитывается, развивается – это не врожденное качество. В этом случае начинайте с небольших произведений, заканчивая чтение до момента усталости малыша.
- Сказка или мультик — какой вариант из двух лучше? Вариант 1 - сначала посмотреть с ребенком мультик по сказке, а потом прочитать эту сказку. Или вариант 2 – сначала прочитать сказку, а потом посмотреть по ней мультфильм? Лучше второй вариант. И вот почему. При слушании сказки ребенок более активен, он сам придумывает – воссоздает в своем воображении образы героев сказки. У него нет перед глазами мелькающих картинок на экране, а поэтому он более внимательно вслушивается в слова сказки. При просмотре мультика малыш пассивен, образы героев уже созданы режиссером и художником. Разумеется, что ничего страшного не будет, если малыш сначала увидит мультфильм, а потом Вы прочитаете сказку. Но если есть выбор – то лучше выбрать второй вариант.
- Не бойтесь читать детям не говорящим или плохо говорящим сказки с ярким художественным языком, со сложными синтаксическими конструкциями, не упрощайте язык сказки «под уровень речи ребенка». Пусть малыш еще говорит плохо – но он всё впитывает и всё понимает! Наоборот, даже плохо говорящим детям очень нужно и очень важно ежедневно и часто читать высокохудожественные сказки, давая образец литературной речи. Эта та «питательная среда», в которой и будет постепенно формироваться и развиваться богатая выразительная речь ребенка. Иначе он так и останется на уровне примитивной мысли и примитивной речи. Не обедняйте литературную жизнь и язык Ваших малышей! Закладывайте задел на будущее!
- Детям младшего дошкольного возраста народную сказку лучше рассказывать, а не читать по книге (если есть такая возможность). Или хотя бы просматривать текст сказки «вперед» глазами по книге, а потом повторять ее вслух малышу, глядя ему в лицо и наблюдая за его реакцией.
Когда Вы рассказываете сказку, глядя на ребенка, Вы видите его реакции, Вы можете в нужный момент сделать паузу, поменять интонацию речи, задать вопрос. Маленькому ребенку трудно и совсем не интересно слушать сказку, если взрослый уткнулся в текст и не обращает внимание на малыша.
Какие сказки читать детям 3 лет?
Народные русские сказки:
Колобок (в обработке К. Ушинского)
Волк и козлята ( в обработке Л. Толстого)
Кот, петух и лиса ( в обработке М. Боголюбской)
Гуси – лебеди
Снегурочка и лиса
Бычок – черный бочок, белые копытца ( в обработке М. Булатова)
Лиса и заяц (в обработке В. Даля)
У страха глаза велики ( в обработке М. Серовой)
Теремок (обратите внимание – в обработке Е. Чарушина!)
Рукавичка
Маша и медведь
Три медведя
Лиса – лапотница (в обработке В. Даля)
Привередница ( в обработке В. Даля)
Лиса и тетерев («Тетерев сидел на дереве», в обработке Л. Толстого)
Маша и Даша (в пересказе Л. Елисеевой, из сборника сказок «Наливное яблочко»)
Народные сказки других стран:
Рукавичка (украинская, в обработке Е. Благининой)
Коза – дереза (украинская, в обработке Е. Благининой)
Храбрец – молодец (болгарская, перевод Л. Грибовой)
Два жадных медвежонка ( венгерская, в обработке А. Краснова и В. Важдаева)
Пых (белорусская, обработка Н. Мялика)
Упрямые козы (узбекская, в обработке Ш. Сагдуллы)
Лесной мишка и проказница Мышка ( латышская, обработка Ю. Ванага, перевод Л. Воронковой)
У солнышка в гостях (словацкая, перевод С. Могилевской и Л. Зориной)
Петух и лиса ( шотландская, перевод М. Клягиной – Кондратьевой)
Свинья и коршун (народы Мозамбика, перевод Ю. Чубкова)
Лиса – нянька (финская, перевод Е. Сойни)
Авторские сказки:
Е. Бехлерова. Капустный лист (перевод с польского Г. Лукина)
Д. Биссет. Лягушка в зеркале (перевод с английского Н. Шерешевской)
Л. Милева. Быстроножка и Серая Одёжка (перевод с болгарского М. Маринова)
А. Милн. Три лисички (перевод с английского Н. Слепаковой)
Д. Мамин – Сибиряк. Сказка про храброго Зайца – Длинные уши, косые глаза, короткий хвост
С. Маршак. Сказка об умном мышонке. Тихая сказка
Б. Поттер. Ухти – Тухти (перевод с англ.)
С. Прокофьева. Маша и Ойка. Когда можно плакать. Сказка о невоспитанном мышонке (из книги «Машины сказки»)
В. Сутеев. Три котенка. Кто сказал «мяу» и другие сказки
Й. Чапек. Кукла Яринка ( из книги: Приключения песика и кошечки (обратите внимание на перевод – нужен перевод с чешского Г. Лукина, без сокращений!)
К. Чуковский. Краденое солнце, Мойдодыр. Айболит.
Г. Цыферов. Про цыпленка, солнце и медвежонка (цикл)
Какие сказки читать детям 4 лет
Русские народные сказки:
Война грибов с ягодами (в обработке В. Даля)
Петушок и бобовое зёрнышко (в обработке О. Капицы)
Сестрица Аленушка и братец Иванушка (в обр. А. Толстого)
Зимовье (в обработке И. Соколова – Микитова)
Жихарка (в обр. И. Карнауховой)
Про Иванушку – дурачка (в обр. М. Горького)
Лисичка – сестричка и волк (в обработке М. Булатова)
Лиса и козел ( в обработке О. Капицы)
Лиса - лапотница (в обработке В. Даля)
Привередница ( в обработке В. Даля)
Снегурушка и лиса
Лисичка со скалочкой (в обработке М. Булатова)
Журавль и цапля (в обработке В. Даля)
Чудесные лапоточки (в обработке Н. Колпаковой)
Небывальщина (в обработке Н. Колпаковой)
Кот, петух и лиса.
Народные сказки других стран:
Колосок (украинская, в обработке С. Могилевской)
Три поросенка (перевод с англ. С. Михалкова)
Заяц и ёж. Из сказок братьев Гримм (перевод с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака)
Красная Шапочка. Шарль Перро (перевод с франц. Т. Габбе)
Бременские музыканты (перевод с нем. В. Введенского)
Как собака друга искала (мордовская, в обработке С. Фетисова)
Врун. Ивовый росток (японские, в переводе Н. Фельдмана)
Авторские сказки:
Т. Александрова. Светофорчик.
Н. Абрамцева. Сказка о двух Снах.
Э. Аттли. Про маленького поросёнка Плюха (главы из книги в переводе К. Румянцевой, И. Баллод)
А. Баллинт. Гном Гномыч и Изюмка (главы из книги в переводе с венгерского Г. Лейбутина)
Д. Биссет. Про мальчика, который рычал на тигров. Про поросенка, который учился летать и другие сказки (в пер. Н. Шерешевской).
Э. Блайтон. Знаменитый утенок Тим (пер. с англ. Э. Паперной)
М. Горький. Воробьишко.
Й. Лада. О хитрой Куме- Лисе (перевод с чешского П. Клейнер)
Д. Мамин – Сибиряк. Сказка про Комара – Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий Хвост.
А. Милн. Винни-Пух и все-все-все. Главы из книги в переводе Б. Заходера
Н. Носов. Приключения Незнайки и его друзей (главы из книги)
В. Осеева. Волшебная иголочка
М. Потоцкая. Острое поросячье произведение, показывающее в форме сказки, «что такое хорошо и что такое плохо»
А. Прёйсен. Веселый Новый год
Д. Самойлов. У слонёнка день рождения.
Р. Сеф. Сказка о кругленьких и длинненьких человечках
Э. Хогарт. Мафин и его веселые друзья (главы из книги в переводе О. Образцовой)
К. Чуковский. Телефон. Муха – Цокотуха. Федорино горе. Айболит. Айболит и воробей.
Б. Шергин. Рифмы
Г. Цыферов. Сказки («Муравьишкин корабль» и другие)
Хогард Э. Мафин и его друзья (главы из книги в переводе О. Образцовой и Н. Шанько)
Э. Успенский. Крокодил Гена и его друзья. Отпуск Крокодила Гены. Дадя Федор, пес и кот.
Т. Эгнер. Приключения в лесу Елки – на – Горке (главы из книги в переводе с норвежского Л. Брауде). Не все знают эту книжку, но если Вы ее прочтете – то она наверняка станет одной из самых любимых! В нашем детстве нам ее читали.
Сказки для детей старшего дошкольного возраста
(5-7 лет)
Если в 3-4 года чаще взрослые выбирают, что прочитать детям, то в 5-7 лет дети уже более самостоятельны в выборе сказок, очень ярко видны индивидуальные предпочтения. Дети с удовольствием обсуждают сказки, представляют себя на месте героя (отвечая на вопрос: «Как ты думаешь, что дальше сделал мальчик? А как бы ты поступил на его месте? Почему?»), малыши придумывают своё окончание к сказке. Они могут сравнить разные жанры литературы (сказка и рассказ, сказка и докучная сказка). Они сравнивают одинаковые по теме произведения разных авторов (например, «Мороз Иванович» — русская сказка и «Госпожа Метелица» — немецкая сказка), сопоставляют иллюстрации к одной сказке разных художников — иллюстраторов, им интересны биографии писателей и художников – иллюстраторов. Именно в этом возрасте закладываются основы культуры чтения, воспитывается умения вслушиваться в текст, анализировать его, понимать подтекст, совершать литературные открытия.
- Отличная идея: Для детей старшего дошкольного возраста взять в библиотеке одну и ту же сказку с иллюстрациями разных художников и дома в спокойной обстановке рассмотреть и сравнить иллюстрации. Вас ждет очень много интереснейших открытий! И у Вас получится замечательная развивающая беседа с ребенком. Оказывается, каждый художник видит своё, индивидуальное в одном и том же отрывке сказки! Кроме того, иллюстрации к сказке отражают историю вещей вокруг нас.
Например, взять в библиотеке сказку К.И. Чуковского «Телефон» в разном оформлении – с иллюстрациями разных художников. Вы рассмотрите с ребенком телефоны разных эпох, сравните их с Вашим домашним телефоном и мобильным телефоном. Когда малыш увидит на картинке старинные телефоны, которыми пользовались его прабабушка и прадедушка– он будет в восторге и очень заинтересован. А потом вместе с детьми придумайте телефон будущего – какой будет телефон через 100 лет? Дайте волю фантазии!
Вот ориентир — фамилии художников — иллюстраторов сказки «Телефон»: ранние издания К. Рудаков (старинный телефон), В. Винокур (также телефон времен прабабушек наших детей), В. Конашевич (телефон детства бабушек современных деток), Л. Якшис, В. Сутеев (телефоны нашего детства, в том числе телефонные аппараты на улицах – помните такие?), современные издания сказки (современные телефоны).
Так же можно сравнить иллюстрации и к другим сказкам – как изображены одни и те же персонажи разными художниками, что изображено вокруг них и о чем нам могут рассказать эти детали?
- Для детей старшего дошкольного возраста также надо брать в библиотеке книги одного автора и устраивать «книжные тематические недельки» любимых ребенком писателей и поэтов. Дома у нас редко есть возможность иметь разные произведения одного автора (квартиры всё-таки у нас маленькие), и библиотека здесь – отличный помощник. Сделайте дома в доступе ребенка на полочке небольшую мини-выставку книг одного автора и читайте его книги ребенку в эту неделю, расскажите интересные факты биографии этого автора. Можно сделать тематическую выставку сказок о природе, сказок А.С. Пушкина с иллюстрациями разных художников, морских сказок или лесных сказок, сказок определенного народа (английских сказок, белорусских сказок). Библиотекари с удовольствием Вам помогут в подборе книг – им это в радость! Это уже более высокий уровень, чем простое чтение сказок, уровень очень интересный, глубокий и развивающий!
- В ходе чтения сказки ребенку старше 5 лет можно делать паузы и спрашивать: «Как ты думаешь, как поступил Вася? А ты как бы поступил на его месте? Что дальше может произойти? А теперь давай узнаем, что случилось дальше на самом деле». Это очень важно – обсуждать с ребенком мотивы поступков героев, помогать малышу почувствовать себя на месте героя сказки, научить делать в трудных жизненных ситуациях нравственный выбор и показать последствия выбора.
- В сказках для детей старшего дошкольного возраста часто встречаются новые, непонятные для дошкольников слова. Что делать - объяснять их смысл или нет?
Если слово важно для понимания смысла текста, то нужно его объяснить до чтения сказки, чтобы потом не прерываться. Если же слово не влияет на понимание прочитанного, малыш не задал вопрос о смысле данного слова – то прерывать чтение сказки не нужно. Либо ребенок узнает смысл данного слова позже, на следующей возрастной ступени, либо Вы объясните ему значение слова позже – например, на следующей день (покажите этот предмет на картинке в книге, назовете его, объясните, зачем он нужен). Если же во время чтения сказки Вы будете постоянно прерываться, объясняя подробно каждое новое слово (обедня, глашатай и т.д.), то эмоциональное восприятие сказки и ее воздействие на ребенка будет сведено на «нет».
Какие сказки читать детям 5 лет
Русские народные сказки:
Лиса и кувшин (в обработке О. Капицы)
Крылатый, мохнатый да масляный (в обработке И. Карнауховой)
Хаврошечка (в обработке А. Толстого)
Заяц – хвастун (в обработке О. Капицы)
Заяц –хваста (в обработке А. Толстого)
Царевна – лягушка (в обработке М. Булатова)
Сивка – Бурка (в обработке М. Булатова)
Финист – Ясный Сокол (в обработке А. Платонова)
Никита Кожемяка (из сборника А. Афанасьева)
Лень да Отеть.
Жар-птица и Василиса – царевна.
По щучьему велению.
Иван-царевич и серый волк.
Петушок и бобовое зернышко.
У страха глаза велики.
Хвосты
Народные сказки других стран:
Златовласка (перевод с чешского К. Паустовского)
Как братья отцовский клад нашли (молдавская, в обработке М. Буланова)
Кукушка ( ненецкая) (в обработке К. Шаврова)
О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром (индийская, в переводе Н. Ходзы)
Чудесные истории про зайца по имени Лек (сказки народов Африки, в переводе О. Кустовой и В. Андреева) – это сказки о зверях Саванны, можно найти их тексты в Интернете в свободном доступе.
Три золотых волоска Деда – Всеведа (перевод с чешского Н. Аросьевой, из сборника сказок К. Я. Эрбена)
Желтый аист (китайская, в переводе Ф. Ярлина)
Старый Мороз и молодой Морозец (в обработке М. Булатова)
Авторские сказки:
Н. Абрамцева. Чудеса, да и только. Новогодние подарки.
Т. Александрова. Домовенок Кузька. Катя в игрушечном городе. Хрюшка и чушка.
Ф. Баум. Удивительный волшебник из страны Оз.
П. Бажов. Серебряное копытце. Малахитовая шкатулка.
Т. Белозеров. Лесной плакунчик.
В. Бианки. Сова. Лесной колобок – колючий бок и другие сказки о природе.
А. Волков. Волшебник изумрудного города (главы из книги).
М. Гаршин. Лягушка — путешественница
Б. Заходер. Серая звёздочка. Русачок. Ма-Тари-Кари.
В. Катаев. Цветик – семицветик.
Р. Киплинг. Слоненок (перевод с английского К. Чуковского).
Ю. Коваль. Сказка в три блина длиной.
С. Козлов. Сказки (Как ослику приснился страшный сон. Зимняя сказка и другие)
А. Линдгрен. Карлсон, который живет на крыше (перевод со шведского Л. Лунгиной)
Д. Мамин – Сибиряк. Сказочка про Козявочку.
С. Маршак. Двенадцать месяцев (словацкая сказка в пересказе С. Маршака)
М. Москвина. Что случилось с крокодилом? (замечательная сказка, она есть в свободном доступе на разных сайтах в Интернете, прочитайте сами – я бы сказала, что в первую очередь это сказка для мам и пап!, а уже во вторую – для детей) – очень рекомендую прочитать!
Х. Мякеля. Господин Ау (перевод с финского Э. Успенского)
Н. Носов. Незнайка в Солнечном городе. Незнайка на Луне. Приключения Незнайки и его друзей.
В. Одоевский. Городок в табакерке. Мороз Иванович.
Г. Остер. Котенок по имени Гав (Одни неприятности, Хорошо спрятанная котлета и другие сказки из этого цикла). Зарядка для хвоста.
М. Пляцковский. Как щенок Тявка учился кукарекать и другие сказки
Б. Поттер. Сказки о кролике Питере.
О. Пройслер. Маленькая Баба – Яга (перевод с немецкого Ю. Коринца)
С. Прокофьева. Великие холода
А. Пушкин. Сказки
М. Раскатов. Пропавшая буква (наконец книгу переиздали в знакомой нам с детства обложке!, это любимейшая книга моей сестры и моя, зачитанная в детстве до дыр)
Дж. Родари. Сказки из книги «Сказки, у которых три конца» (перевод с итальянского И. Константиновой) Приключения Чиполлино
Г. Сапгир. Как лягушку продавали. Сказка – шутка.
В. Сутеев. Палочка – выручалочка. Под грибом и другие сказки.
Н. Телешов. Крупеничка.
А. Усачев. Про умную собачку Соню
Э. Успенский. Крокодил Гена и его друзья.
Д. Харрис. Сказки дядюшки Римуса.
В. Чирков. Что натворило Р? (замечательная сказка для речевых занятий и игр – звуки Р и Л)
Т. Янссон. Шляпа волшебника ( в переводе В. Смирнова), О самом последнем в мире драконе (в переводе Л. Брауде). Муми- тролли.
Какие сказки читать детям 6 - 7 лет
Многие дети шести – семи лет либо уже читают, либо учатся читать. Означает ли это, что с этого возраста не нужно читать им книги, чтобы «простимулировать» к самостоятельному чтению. Конечно же, нет. Слушание сказок в исполнении взрослых – это особый процесс восприятия художественной литературы – глубокий, эмоциональный, затрагивающий душу ребенка и душу взрослого. И лишать ребенка такого восприятия – это не верно.
Нужно понимать, что главное в обучении чтению и приобщении ребенка-дошкольника к литературе – не техника чтения, а умение вдумываться – вчитываться в сказку или любое другое литературное произведение, находить в нем скрытые смыслы, совершать настоящие литературные открытия.
Русские народные сказки:
Белая уточка (из сборника А. Афанасьева)
Василиса Прекрасная (из сборника А. Афанасьева)
Волк и лиса ( в обработке И. Соколова – Микитова)
Снегурочка.
Семь Симеонов – семь работников ( в обработке И. Карнауховой)
Сынко-Филипко ( в пересказе Е. Поленовой)
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться (в обработке К. Ушинского)
Чудесное яблочко (в обработке Л. Елисеевой)
Марья Моревна.
Волшебное кольцо.
Сказки других народов:
Кот в сапогах (французская, обратите внимание – это важно – в переводе Т. Габбе, именно в этом переводе лучше всего читать детям сказки Ш. Перро)
Мальчик – с пальчик (перевод Б. Дехтерева)
Самый красивый наряд на свете (японская, в переводе В. Марковой)
Айога (нанайская, в обработке Д. Нагишкина),
Каждый своё получил (эстонская, в обработке М. Булатова)
Голубая птица (туркменская, в обработке А. Александровой и М. Туберовского)
Беляночка и Розочка ( в переводе с нем. Л. Кон)
Джек – покоритель великанов (в переводе К. Чуковского)
Как лисичка бычка обидела (эскимосская)
Авторские сказки:
Н. Абрамцева. Сказки об осеннем ветре.
С. Аксаков. Аленький цветочек.
Г.Х. Андерсен. Дюймовочка. Гадкий утенок. О том, как буря перевесила вывески. Свинопас. Новое платье короля. Огниво (сказки в переводе с датского А. Ганзен)
Д. Барри. Питер Пэн.
Ю. Вяземский. Про девочку Настю и злую Невидимку (прочитайте эту сказку сначала сами, она есть в Интернете в свободном доступе – ведь эта сказка не только о детях, но и о нас — о наших семьях, об обидах и прощении, о мире и ладе в семье)
В. Губарев. Королевство Кривых Зеркал.
В. Даль. Старик – годовик. Девочка Снегурочка.
Е. Данько. Побежденный Карабас (продолжение «Золотого ключика» — первое издание книги вышло в 1941 году)
К. Драгунская. Лекарство от послушности.
Ю. Дружков. Приключения Карандаша и Самоделкина. Волшебная школа. А также В. Постников Приключения Карандаша и Самоделкина.
П. Ершов. Конек – горбунок.
Ф. Зальтен. Бемби (в переводе Ю. Нагибина).
К. Коллоди. Пиноккио.
А. Кума, С. Рунге. Вторая тайна золотого ключика (еще одно продолжение известной сказки, первый выпуск книги – 1975 год, ее можно найти в детских библиотеках)
С. Лагерлёф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями.
М. Мэйпс. Серебряные коньки (это важно – только в переводе М. Клягиной – Кондратьевой, другие переводы некачественные), книга для детей ближе к 7 годам и старше.
Л. Лагин. Старик Хоттабыч.
А. Линдгрен. Принцесса, не желающая играть в куклы (перевод со шведского Е. Соловьевой). Пеппи Длинный чулок
С. Маршак. Кошкин дом (пьеса для инсценирования и чтения в лицах)
Н. Носов. Приключения Незнайки и его друзей.
К. Паустовский. Теплый хлеб
А. Погорельский. Черная курица, или Подземные жители.
А. Пушкин. Сказки.
Дж. Свифт. Путешествия Гулливера.
И. Токмакова. Может, нуль не виноват? Аля, Кляксич и буква А.
А. Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино.
С. Топелиус. Три ржаных колоска (в переводе со шведского А. Любарской)
П. Трэвэрс. Мэри Поппинс
А. Ремизов. Хлебный голос.
Э. Успенский. Вниз, по волшебной реке. Дядя Федор, пёс и кот.
К. Ушинский. Слепая лошадь. Ветер и солнце.
Г. Цыферов. Сказки старинного города.
Л. Чарская. Чудесная звездочка.
К. Чуковский. Приключения Бибигона. Е. Шварц. Пьесы: Красная Шапочка. Снежная королева. Сказка о потерянном времени.
М. Энде. Бесконечная история (очень философская книга – волшебная история, больше подходит по возрасту для детей ближе к 7 годам и младших школьников и даже для взрослых, хотя часто ее читают и пятилетним детям) Очень важен качественный перевод этой книги – будьте внимательны при покупке. Есть переводы, в которых потеряны все художественные особенности текста и текст сокращен на половину. Рекомендовать могу перевод Т. Набатниковой или Л. Лунгиной. Сами будете читать с удовольствием.
Единый родительский день
в МОБУ «Иссадская основная общеобразовательная школа»
на тему «Как отличить детский конфликт от буллинга»
Дата проведения 17 ноября 2022 года
Цель – ранее выявление признаков буллинга в образовательной организации, в интернете с целью своевременного принятия мер.
Задачи:
1. Информирование родителей о маркерах раннего выявления признаков буллинга несовершеннолетних, кибербуллинга.
2. Информирование о службах экстренной психологической помощи.
3. Взаимодействие с семьей и ребенком при организации индивидуальной профилактической работы.
Материалы родительского собрания:
https://xn--80aejlonqph.xn--p1ai/
https://www.youtube.com/watch?v=SVneBYdieNk
Родительское собрание проведено в дистанционном формате.
В соответствии с планом работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ленинградской области на 2022 год
с 14 по 25 ноября 2022 года запланировано проведение мероприятий в рамках Единого родительского дня «Как отличить детский конфликт от буллинга».
Руководствуясь задачей информирования широких кругов общественности и федеральных органов государственной власти в деле обеспечения роста благосостояния и качества жизни граждан на территориях регионов России, обозначенной Президентом РФ В.В. Путиным на заседании Президиума Государственного Совета, посвящённого аспектам социальной поддержки граждан, ОИА «Новости России» и редакция журнала «Экономическая политика России» (учрежден 12.04.2007 года Минэкономразвития России, Минпромторгом России, Минобрнауки России и Росстатом, свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-27975) формируют на портале https://rusregioninform.ru/ Общественный обзор "Стратегия социальной поддержки населения субъектов РФ - 2023" https://rusregioninform.ru/novosti-regionov/strategiya-soczialnoj-podderzhki-naseleniya-subektov-rf-2023-obshhestvennyj-obzor.html
Целью данного бесплатного информационного ресурса является демонстрация эффективных направлений деятельности региональных и муниципальных органов управления касательно повышения общественного доверия к власти в вопросах занятости и трудовых отношений, культурно-спортивного, научно-образовательного потенциала, улучшения доступности и качества услуг системы здравоохранения, медицинской помощи, гражданской, правовой и социальной защиты населения субъектов Российской Федерации. При подготовке Общественного обзора "Стратегия социальной поддержки населения субъектов РФ - 2023" редакция https://rusregioninform.ru/magazin/redakcziya-zhurnala.html учитывает основные тезисы Указа Президента РФ В.В.Путина "О национальных целях развития России до 2030 года", в том числе, необходимость увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания.
Участники формирования Общественного обзора "Стратегия социальной поддержки населения субъектов РФ - 2023" федеральные, региональные и муниципальные государственные органы управления, а также учреждения, организации и предприятия всех видов муниципальных образований с учетом добавлений Федерального закона от 27 мая 2014 года № 136?ФЗ. Актуальные материалы о позитивных достижениях государственных органов управления субъектов РФ и муниципальных образований, освещающие тенденции реализации федеральных программных мероприятий и проектов, будут размещаться здесь https://rusregioninform.ru/category/novosti-regionov
Формула безопасного детства - методические материалы Министерства просвещения РФ
Первое в 2022-2023 учебном году Всероссийское родительское собрание пройдёт в новом формате
В эту пятницу Институт Воспитания одновременно проведёт сразу три трансляции, объединённые одной темой:
«Как сопровождать образовательный процесс ребёнка»
23 сентября
в 19:00
на сайте трансляции.институтвоспитания.рф и в официальной группе Института в ВК
Формат трансляций адаптирован под запросы родителей трех возрастных групп детей:
дошкольники,
школьники,
студенты СПО.
Родители смогут выбрать для себя ту трансляцию, которая им наиболее подходит. Эфиры будут доступны в записи на наших информационных площадках.
Всероссийские открытые родительские онлайн-собрания проводятся Институтом воспитания РАО при поддержке Минпросвещения России в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» нацпроекта «Образование».
Уважаемые жители г. Волхова
и Волховского муниципального района!
Администрация Волховского муниципального района сообщает, что в период с 15 августа по 26 августа 2022 г. с 10:00 до 12:00 и с 13:00 до 17:00 специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Волховском, Лодейнопольском и Подпорожском районах будет проводиться тематическое консультирование потребителей по телефону «горячей линии»: 8(813 63)23 994 по вопросам качества и безопасности детских товаров и школьных принадлежностей, в том числе дистанционной покупки отдельных видов детских товаров.
Также, консультацию в круглосуточном режиме, в том числе
в выходные дни, можно получить по телефону Единого консультационного центра Роспотребнадзора: 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный).
Уважаемые родители!
10 марта 2022 года в 19:00 по московскому времени состоится Всероссийское Открытое родительское собрание «Информационная манипуляция. Как защитить детей».
Проведет эфир Наталья Майданова генеральный продюсер кинокомпании «Династия», мама 2-х детей.
Участие в нём примут:
-
Аслан Рубаев, политолог, историк, эксперт по СНГ;
-
Анна Ермолаева, руководитель сектора дистанционного консультирования «Детский телефон доверия» Центра экстренной психологической помощи;
-
Пётр Ишков, эксперт в области военной истории, автор исторических публикаций и учебных пособий.
Во время Открытого родительского собрания ведущая Наталья Майданова вместе с экспертами обсудит, что такое информационная война, как работают массированные информационные и психологические манипуляции и зачем они нужны, а также каким бывает информационное оружие.
Кроме того, специалисты объяснят, почему от информационных войн сильнее всего страдают дети, и расскажут, как оградить их от воздействия фейковой информации и как помочь им справиться с тревожностью после просмотра новостей.
Эфир онлайн-собрания традиционно будет доступен на сайте трансляции.институтвоспитания.рф и в официальных сообществах Института воспитания РАО и Министерства просвещения РФ во Вконтакте по ссылке.
Уважаемые родители!
В январе 2022 года в Ленинградской области сложилась крайне неблагоприятная тенденция к увеличению показателей аварийности с участием несовершеннолетних – на 38,5% (18, +5) возросло количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей и на 92,9% (27, +13) число раненых в них детей, погибших нет.
Во всех случаях причиной дорожных аварий стало нарушение Правил дорожного движения водителями транспортных средств. Наиболее частое – выезд на полосу встречного движения. Важно заметить, что в 80% аварий ПДД нарушили водители, которые перевозили детей в своем автомобиле (в том числе родители или близкие родственники пострадавших несовершеннолетних).
Управление Госавтоинспекции по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области напоминает о необходимости неукоснительного соблюдения Правил дорожного движения. Выбирайте скоростной режим, исходя из сложившихся дорожных и погодных условий, не совершайте необдуманных, резких маневров. И помните, что безопасность маленьких пассажиров зависит о Вас!
С 15 по 20 ноября в Волховском районе будет проводиться Единый Родительский день на тему «Закон и подросток»
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.
Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.
В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.
Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!
В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.
Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности?
ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.
Права
Жить и воспитываться в семье
Получить паспорт гражданина РФ
Работать в свободное от учебы время
Право на охрану здоровья
Обязанности
Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.
Получить основное общее образование (9 классов)
Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.
Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.
Ответственность
Исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе нарушения Устава школы.
Возмещение причиненного вреда.
Уголовная ответственность за отдельные виды преступления.
За совершение общественно – опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, употребление спиртных напитков, вплоть до направление комиссией ПДН в специальные учреждения.
За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность. Народная мудрость гласит «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность»
Памятка школьнику
Дорогой друг, ты учишься в школе, в которой тебе ещё учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают одноклассники и учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.
Во-первых, не теряя времени узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.
Во-вторых, запомни все, что касается тебя и твоего обучения.
В-третьих, ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.
В-четвертых, школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.
В-пятых, веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.
В-шестых, ты должен аккуратно вести тетради, ведь это твоё лицо.
В-седьмых, если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.
В-восьмых, помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.
В-девятых, как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.
В-десятых, если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям и учителям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.
P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.
Вопросы – ответы по пособию для родителей
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 июня 2021 года родителям, которые в одиночку воспитывают детей от 8 до 16 лет включительно, с 1 июля 2021 года устанавливается ежемесячная выплата в размере 50% от детского прожиточного минимума в регионе.
В Санкт-Петербурге выплата семьям с одним родителем составит 5 803,75 руб. в месяц на каждого ребёнка (50% от прожиточного минимума ребенка в регионе – 11 607,50 руб.), в Ленинградской области - 5 434,50 руб. (50% от прожиточного минимума ребёнка в регионе – 10 869 руб.).
Пенсионный фонд России подготовил ответы на самые часто задаваемые вопросы по новому пособию.
Я допустила ошибку в заявлении при оформлении пособия. Как я могу это исправить?
Если допущена ошибка при заполнении, Пенсионный фонд, не вынося отказа, вернёт вам его на доработку. Внести изменения необходимо в течение 5 рабочих дней.
Я получаю алименты на детей. Будут ли они учтены при расчёте среднедушевого дохода в случае оформления ежемесячного пособия?
Да, будут.
Я получаю алименты на ребенка, но официально не разведена. Могу ли я получить пособие?
Нет, право на пособие имеет одинокий родитель.
Если у меня нет карты «Мир», могу ли я получить выплату?
Да, пособие может быть выплачено на любой "бескарточный" счёт (то есть банковский счёт, не предусматривающий осуществление по нему операций с использованием платёжных карт).
Если Вы хотите получать пособие именно на банковскую карту, то Вам необходимо оформить карту «Мир», т.к. выплата зачисляется только на банковские карты этой платёжной системы.
Если я оформлена по уходу за пожилым человеком старше 80 лет, учитывается ли сумма компенсации за уход при расчёте моих доходов?
Да, сумму компенсации по уходу учтут при расчёте Ваших доходов. Если среднедушевой доход семьи не превысит величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в Санкт-Петербурге в размере 11 910,40 руб., в Ленинградской области – 11 289 руб.
Как проверить, правильно ли заполнено заявление на ежемесячное пособие?
Если заявление не было возвращено Вам на доработку, оно заполнено верно.
Какие сроки рассмотрения заявления на новое пособие?
Рассмотрение заявления занимает 10 рабочих дней. В отдельных случаях максимальный срок составит 30 рабочих дней.
Почему пришёл отказ в выплате?
Основанием для отказа в назначении пособия могут быть следующие случаи:
- если размер ежемесячного дохода на человека в семье выше величины регионального прожиточного минимума на душу населения;
- если заявитель не представил доработанное заявление и документы в течение 5 рабочих дней после возвращения их на доработку;
- если заявитель не представил недостающие документы в течение 10 рабочих дней;
- если в собственности у семьи есть имущество, превышающее требования к движимому и недвижимому имуществу;
- если у заявителя или трудоспособных членов его семьи отсутствуют отдельные виды доходов;
- если заявитель представил недостоверные сведения;
- в случае достижения ребёнком, на которого выплачивается пособие, возраста 17 лет.
Как после подачи заявления на выплату от 8 до 16 лет изменить реквизиты банковской карты?
Для изменения реквизитов счёта в уже поданном заявлении Вам нужно лично обратиться в клиентскую службу Пенсионного фонда. Средства начнут поступать по новым реквизитам со следующего месяца после подачи такого заявления.
Почему долго рассматривается заявление?
Для каждого заявления существуют нормативные сроки его рассмотрения. Максимальный срок рассмотрения заявления составляет 30 рабочих дней.